Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Информация по главам с 4 по 8 будет выложена на сайте в ближайшее время

Кино как средство информационно-психологической войны

 

Кино, как вид пропаганды, способно оказывать чрезвычайно высокое эмоциональное воздействие. Оно активно генерирует в воображении зрителя иллюзорную картину мира в очень идеализированном виде. В соответствии с авторским замыслом кино может произвольно создавать у зрителя ощущение «справедливости» и моральной правоты того или иного персонажа, независимо от его действительной роли в истории. При этом пропагандистское влияние на человека происходит скрыто, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля. Никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают.

 

На рациональном уровне мы все хорошо осознаем, кем был Адольф Гитлер. Однако используя игру талантливых актеров и специальные драматические приемы, кинорежиссер вполне может представить все так, что симпатии зрителей однозначно окажутся на стороне фюрера. Его преступления покажутся вовсе не преступлениями, а благородным делом – ведь сами жертвы будут выглядеть злодеями, заслуживающими быть убитыми. И сидящие в кинозале люди будут искренне рыдать, наблюдая как честный и благородный фюрер пускает себе пулю в висок в апреле 1945-го...

 

Манипулирование ощущением «справедливости» того или иного персонажа активно использует Голливуд. Зная, что Америка, проиграв войну во Вьетнаме, тем не менее с успехом выиграла её на киноэкранах, создав известные американские боевики серии «Рэмбо». «Плохие парни» в американских боевиках всегда четко соответствуют текущему внешнеполитическому курсу Соединенных Штатов. Если в прошлые десятилетия киносупермены типа Рэмбо или Джеймса Бонда мужественно сражались преимущественно с коварными советскими шпионами и полковниками из КГБ, то по сюжету фильма, вышедшего в 2002 году, Агент 007 попадает в плен уже к северокорейцам (современным представителям «мировой оси зла») и подвергается там зверским пыткам.

Трудно переоценить то значение, которое экспансия западной масс-культуры вообще, и западного кинематографа в частности, сыграли в развале советской системы. Целенаправленно в общество были внедрены западная картина мира и западные стандарты жизни. Одной из причин поражения Советского Союза в холодной войне стал проигрыш именно на уровне масс-культуры. Советская пропагандистская машина не смогла создать привлекательный виртуальный мир, который был бы зрелищным, захватывающим, интересным для массовой аудитории и одновременно «правильно» интерпретировал мировую историю, пропагандировал советские ценности и образ жизни.

Еще одной популярной темой сегодня является переписывание истории второй мировой войны. Посмотрев американские блокбастеры, зрителю дают понять, что хребет нацизму был сломан не в Сталинграде и под Курском, а во время спасения из плена американского рядового Райана.

Успехи западной кинопропаганды на этом поприще столь значительны, что давно должны обеспокоить общественность в государствах с «незападным» типом культуры. Так, на вопросы, кто впервые создал атомную электростанцию, атомный ледокол, искусственный спутник Земли, самую мощную ракету-носитель, корабли на подводных крыльях и воздушной подушке, вывел человека в космос, одержал решающую победу во второй мировой войне, значительная часть российской (!) молодежи сегодня называет... Соединенные Штаты. 

Учебное пособие Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / В.В. Гафнер. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 324 с.

можно самостоятельно приобрести через книжные интернет-магазины ЛАБИРИНТ, ОЗОН и др.