Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Информация по главам с 4 по 8 будет выложена на сайте в ближайшее время

Основы грамотного восприятия средств массовой информации ребёнком

 

Родителям следует внимательно относиться к тому, какие телевизионные программы смотрят их дети, в какие компьютерные игры играют, какие журналы читают. Однако, учитывая тот факт, что средства массовой информации окружают нас повсюду и не могут поддаваться жесткому контролю со стороны родителей, одним из методов фильтрации поступающей информации является развитие у детей способностей правильно ее анализировать и оценивать. Другими словами, дети должны обладать грамотностью общения с СМИ.

Так же как дети учатся относиться критически к доступной им печатной информации, так же они должны поступать с тем, что видят и слышат. Можно научить ребёнка видеть явные и скрытые стороны информации, поступающей из СМИ.

Основы грамотного общения со СМИ, которые должен знать ребёнок, следующие:

1) всё, что мы видим на экранах наших телевизоров, читаем на страницах прессы, слушаем по радио и т.д., создано руками обычных людей. Над созданием любого сообщения трудится определенная группа людей, которые решают, каким ему быть, что пускать в эфир, а что можно «вырезать». Любое сообщение преследует конкретную цель.

2) любой вид средств массовой информации пользуется определенными правилами или говорит на конкретном языке. Например, для привлечения внимания читателей газеты, некоторые заголовки печатаются более крупным шрифтом, звуковые СМИ используют музыку для стимулирования определенных человеческих эмоций. Когда дети будут знать об этих нюансах, они начнут понимать, с какой целью делается то или иное сообщение, и не будут безропотно попадать под влияние.

3) одно и то же сообщение будет восприниматься по-разному разными людьми. То, как человек воспринимает получаемую информацию, зависит от его личного жизненного опыта, возраста, моральных ценностей, воспоминаний и образования.

4) каждое сообщение средств массовой информации несет свои ценности и точку зрения. Дети должны уметь сравнивать свои ценности с предлагаемыми. Важно, чтобы ребёнок знал, что у него есть выбор, принимать или не принимать их.

Помимо ответов на вопрос «как и почему создаются сообщения СМИ?», родители или другие взрослые могут помочь детям в разном возрасте развивать навыки грамотности восприятия поступающих сообщений. Следующие упражнения заставят задуматься детей над тем, кто работает над созданием таких сообщений и почему.

1. Пусть ребёнок выберет какое-нибудь сообщение и ответит на приведенные ниже вопросы. Наиболее удобны в этом случае телевизионные рекламные выпуски, т.к. они обычно представлены в краткой форме и содержат убедительные слова и выражения, образы и музыкальное оформление. Также можно поработать над видеоиграми или музыкальными программами.

Вопросы:

а. Опишите людей, которые заняты в создании этого сообщения. Это могут быть писатели, фотографы, дизайнеры, профессионалы спецэффектов или каскадеры.

б. В зависимости от того, какого рода сообщение вы выбрали, поговорите о выборе используемых визуальных эффектов (освещение, угол съемки, создание образов с помощью компьютерной графики и т.д.). Можно поговорить о звуковом оформлении (какие слова произносятся, кто их произносит, музыкальное сопровождение, спецэффекты и др.). И, наконец, задайте вопросы: Для чего были выбраны все эти эффекты для данного сообщения? Усиливают ли они значение и восприятие предлагаемой информации?

в. Какие цели преследуют создатели сообщения: подача информации, побуждение вас к определенным действиям (например, покупка конкретного продукта), просто развлечение и создание хорошего настроения? Часто настоящее значение сообщения спрятано как бы между строк.

г. Что думает ваш ребёнок об услышанном или увиденном? Согласен он или нет с предлагаемым сообщением и почему? Причины, по которым сообщение может быть принято или отвергнуто, - его достоверность и совпадение с личными моральными ценностями.

По мере того, как ребёнок научится отвечать на подобные вопросы, он получит возможность видеть настоящий смысл предлагаемых сообщений.

2. Игра «Определите спонсоров». Помогите детям научиться различать обычные программы и рекламную информацию их спонсоров. Это может быть не так уж просто во время просмотра детских передач, т.к. многие рекламные ролики представляют героев любимых телевизионных передач.

Проведите «тест вкуса» для сравнения широко рекламируемых марок с общепринятыми или не рекламируемыми. Проведите эксперимент, например, с сухими завтраками или безалкогольными напитками. Посмотрите, могут ли ваш ребёнок и его друзья определить разницу и какова степень влияния рекламы на их оценки.

Просмотрите газетные заголовки, фотографии и расположение статей на странице в газете или журнале. Как они влияют на выбор предмета чтения ребёнка? Прочтите несколько статей и проанализируйте, насколько их содержание соответствует заголовкам и фотографиям.

При совместном просмотре кинофильмов, видеокассет и видеоигр, поговорите с ребенком о том, что происходит на экране и насколько происходящее соответствует реальной жизни. Например, сможет ли человек вести автомобиль на бешеной скорости по узкой улице и не разбить автомобиль?

При покупке продуктов сравнивайте продукты с рекламными «завлекалочками», знакомыми ребенку. Обращайте внимание на ингредиенты, наклейки и упаковку. Говорится ли что-нибудь об этом в рекламе? Дает ли реклама конкретную информацию о продукте? Насколько реальный продукт соответствует рекламной информации или изображению на упаковке?

Сколько марок пива, сигарет или других подобных продуктов может назвать ребёнок? Если она назовет хотя бы один, это может стать первым шагом для начала разговора о влиянии рекламы. Обсудите с ним степень риска для здоровья употребление этих продуктов и, что говориться об этом в рекламной информации.

Смотрите с детьми музыкальные видеоклипы. О чем они? Соответствует ли видео-история словам песен? Какие чувства вызывает у вашего ребёнка просмотр видео? Замечает ли ребёнок какие-нибудь стереотипные образы, насилие или эротику? Показаны ли факты табакокурения, употребления алкогольных напитков или наркотиков? Попробуйте посмотреть видеоклипы с выключенным звуком и посмотрите, насколько отличается их восприятие.

Кроме указанных упражнений, для формирования грамотного восприятия средств массовой информации у детей родителям рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

1. Составьте план. Заранее спланируйте время, объем и вид получаемой информации от СМИ так же, как вы планируете любую другую деятельность.

2. Ограничьте время. Ограничьте время просмотра телевизора, видеомагнитофона, DVD, игры на компьютере и сеанса в сети Интернет. Американская академия педиатрии не рекомендует выделять более 1-2 часов в день на просмотр телевидения для старших детей, а детям до 2 лет смотреть телевизор вообще не стоит.

3. Выделите основные направления получаемой информации. Помогите детям и подросткам выбрать видеофильмы, программы для просмотра или видеоигры, которые соответствуют их возрасту и интересам. Заведите привычку составлять своеобразный рейтинг передач для просмотра вашими детьми и давать родительские наставления, касающиеся информации, поступающей из СМИ. Используйте этот рейтинг в принятии решений, какие сообщения СМИ следует узнать вашим детям.

4. Будьте настойчивы и доступны при постановке правил получения информации вашими детьми. Если вы не одобряете их выбор, объясните, почему и помогите им выбрать что-то более подходящее по вашему мнению.

5. Не ставьте телевизоры, видеомагнитофоны, видео- и DVD приставки или компьютеры в детской спальне. Поставьте их там, где вы сможете контролировать их использование. Если же все-таки эта техника находится в спальне, вы должны быть в курсе их вкусов. Если у них есть доступ в Интернет, контролируйте их, когда они находятся в сети.

6. Сделайте просмотр телепередач и фильмов совместным семейным занятием. Используете малейшую возможность для совместного просмотра, прослушивания или прочтения информации, интересующей детей, и дальнейшего ее обсуждения. Научите детей во время непосредственного получения информации оспаривать ее или ставить под вопрос. Особенно это касается актов насилия, сомнительных фактов, обманчивых соображений или рекламных акций продукции, вредной для здоровья.

7. Задавайте вопросы детям, вызывайте их на дискуссию, старайтесь сформировать жизненную позицию ребёнка – быть критичным к увиденному или услышанному из СМИ. Сравните, насколько совпадают жизненные ценности, которые вы стараетесь привить детям и те, которые преподносятся с экранов телевизоров или страниц прессы.

8. Будьте внимательны к побочным эффектам средств массовой информации. Часто родители смотрят сквозь пальцы на получение их детьми информации, если только она не содержит явных признаков насилия или сексуальной окраски. 

Учебное пособие Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / В.В. Гафнер. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 324 с.

можно самостоятельно приобрести через книжные интернет-магазины ЛАБИРИНТ, ОЗОН и др.