Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Информация по главам с 4 по 8 будет выложена на сайте в ближайшее время

Основы критического восприятия рекламы ребёнком

 

Родители должны общаться с детьми и обсуждать рекламу понятным для них языком, используя образные сравнения, выражения и понятия. Например, подростку можно сказать, что реклама превращает товар в «поп-звезду». Она наряжает его, делает макияж, освещает яркими прожекторами, в общем, сильно приукрашивает. Таким образом, рекламодатель как бы выделяет свой товар «из толпы», надеется вызвать в нас интерес и желание купить именно его «звезду». Для наглядности сходите с ребенком в магазин и спросите у него, какие из представленных на полках продуктов больше всего обращают на себя внимание – яркой упаковкой или необычным дизайном. А потом объясните, что упаковка также служит рекламным целям и ничего не говорит о содержании, то есть не факт, что продукт будет отвечать требованиям ребёнка (вкусом или качеством). Подростку необходимо объяснить, что реклама – это не действительность, а всего лишь броская мишура, не позволяющая товару остаться незамеченным.

Детям помладше полезно сначала рассказать, что такое реклама и для чего она нужна. В качестве примера родители могут использовать рекламные объявления из журналов или газет. Например, психологами применяется процедура, когда ребенку показывают образец рекламы и задают следующие вопросы:

- Что ты видишь, глядя на этот рекламный плакат?

- Что тебе в нем нравится или не нравится?

- Какой товар он рекламирует?

- Что ты теперь думаешь об этом товаре?

- Какие вопросы тебе следует задать, прежде чем купить этот товар?

При этом ребёнка поощряют искать дополнительную информацию к той, что дает рекламное объявление. Как пользоваться этим товаром? Хорошо ли он работает? Действительно ли покупателю нужно именно это? Какие существуют аналоги, и по какой цене?

Подобные вопросы часто вызывают оживленную дискуссию между детьми и родителями. Более того, они станут первыми шагами ребёнка на пути к разумному потреблению товаров и услуг. Дети должны знать, что целью рекламы является не развлечь читателя или зрителя, а заставить его купить, раскошелиться. От печатных объявлений можно переходить к телерекламе и поговорить о том, что помогает товару выглядеть таким привлекательным. Полезно вместе с ребенком составить список положений из рекламного ролика, а затем разбить их на две группы: факты и мнения. А потом попросить его подумать, какие из положений могут быть верны, а какие бездоказательны.

Что касается малышей лет до четырех-пяти, то их лучше вообще не знакомить с телевидением (есть видеодиски, где фильмы и мультики без рекламы) или, по крайней мере, выключать на время рекламы звук. Не спешите приохотить детей к телевизору – в наш компьютеризованный век они еще успеют пообщаться с говорящим экраном. В первые годы жизни ребёнка лучше приучать к чтению и живому, естественному, традиционному общению – сделать так, чтобы телевизор впоследствии не стал конкурентом родителям.

Когда дети смотрят телевизор, присутствующим рядом взрослым следует убедиться, что малыши знают, где реклама начинается, а где заканчивается, а то они могут принять ее за часть передачи. Это можно сделать, сказав в самом начале ролика: «о, это реклама. После нее будет продолжение программы». Ребёнка несложно научить узнавать начало рекламного блока по непродолжительному затемнению экрана или фразам типа: «... оставайтесь с нами, мы продолжим после рекламной паузы...». Просматривая рекламный ролик, необходимо разговаривать с ребенком о том, какие его элементы могут ввести в заблуждение – это способствует формированию ответственности, навыка самостоятельного анализа увиденного, что, в свою очередь, приводит к росту чувства компетентности и уверенности в принятии решений.

 

Учебное пособие Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / В.В. Гафнер. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 324 с.

можно самостоятельно приобрести через книжные интернет-магазины ЛАБИРИНТ, ОЗОН и др.